+7 707 364 92 28


naumenko.v5@mail.ru

Стратегическое планирование

Strategicheskoe-planirovanieМногие компании ведут свою деятельность безо всяких планов. В начинающих компаниях руководители обычно настолько заняты, что у них не остается времени на планирование. В небольших компаниях менеджеры склонны полагать, что в формальном планировании нуждаются только крупные корпорации. Даже менеджеры солидных компаний порой утверждают, что отлично обходятся без планирования. Конечно, это не такое уж простое занятие, и оно требует времени. И все-таки компании должны заниматься планированием, ведь, как гласит афоризм, «если вы потерпели поражение в планировании, значит, вы запланировали поражение».

Суть стратегического планирования заключается в выработке стратегии, то есть всестороннего комплексного плана, предназначенного для того, чтобы обеспечить осуществление миссии компании и достижение ее целей. Из этого следует, что первым шагом в стратегическом планировании является формулировка миссии и целей компании.

Миссия компании – это ее общая цель на корпоративном уровне, четко выраженная причина ее существования. Как правило, формулировка миссии включает обозначение задач фирмы в отношении ее изделий или услуг и рынка в целом, оценку внешней среды компании, а также обозначение культуры компании.

Миссия компании затем преобразуется в цели, на которые ориентируется в работе вся компания. Цели компании должны быть достаточно конкретными и измеримыми, только тогда возможна объективная оценка их достижения. Кроме того, необходимо сформулировать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели компании.

Затем проводится анализ внешней среды, то есть оцениваются изменения, воздействующие на текущую стратегию компании, а также выделяются факторы, представляющие угрозу для компании, и факторы, дающие компании больше возможностей в реализации своей миссии. Далее руководство должно осуществить обследование слабых и сильных сторон компании. Основным на данном этапе является маркетинг. Проводя маркетинговое исследование, особое внимание следует обратить на следующие аспекты:

1. желаемая доля рынка и конкурентоспособность продукции или услуг компании;
2. разнообразие и качество ассортимента изделий компании;
3. рыночная демографическая статистика (пенсионеры обычно не покупают mp3-плееры, а студенты – лекарство от артрита);
4. исследования и разработки новых товаров и рынков;
5. предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
6. эффективный сбыт, реклама и продвижение товаров или услуг;
7. прибыли.

Следующим этапом стратегического планирования будет анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Исследователи выделяют четыре основные стратегические альтернативы, из которых руководителю и предстоит сделать выбор: 

1. ограниченный рост – установление целей «от достигнутого», скорректированных с учетом инфляции;
2. рост – ежегодное значительное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей относительно уровня достижений прошлого года;
3. сокращение, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже уровня прошлого года;
4. сочетание – объединение любых из вышеперечисленных стратегий.

Итак, разработка стратегического плана включает формулировку миссии компании, определение ее целей, анализ и оценку внешней среды, обследование сильных и слабых сторон компании, маркетинг, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Проведя все вышеперечисленные процедуры, руководитель компании может наконец приступить к реализации разработанного стратегического плана, вернее, к организации его осуществления. 

Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *