+7 707 364 92 28


naumenko.v5@mail.ru

Контроль

kontrol_personalaИтак, руководитель составил стратегический план, обеспечил его реализацию, создал условия, мотивирующие сотрудников интенсивно работать. Рано или поздно он захочет узнать, достиг ли своей цели, не ошибся ли в чем-то, не допускают ли промахов его подчиненные. Для этого и существует контроль. Контроль – это процесс, с помощью которого руководство компании определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Контроль включает установление стандартов, измерение фактических результатов и внесение корректив в случае, если результаты не соответствуют принятым стандартам.

Основные цели контроля:

  • устранение неопределенности, то есть выявление и учет разнообразных факторов внешней среды (изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и др.), способных существенно повлиять на реализацию стратегии компании;
  • предупреждение возникновения кризисных ситуаций, то есть выявление и устранение ошибок до того, как они перерастут в кризис и начнут препятствовать достижению целей компании;
  • поддержание успеха, то есть выявление и поддержка всех аспектов деятельности сотрудников компании, которые ведут к успеху компании на рынке, существенно способствуют достижению целей компании. 

Особенность контроля как функции управления состоит в том, что он должен быть всеобъемлющим: контроль осуществляют руководители всех уровней, а не только специально назначенные «контролеры».

Исследователи, как правило, выделяют три стадии контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль используется:

  • в сфере человеческих ресурсов – для анализа профессиональных качеств и навыков и для отбора наиболее квалифицированных специалистов;
  • в сфере материальных ресурсов – для выработки стандартов минимально допустимого уровня их качества;
  • в сфере финансовых ресурсов – путем формирования бюджета. 

Текущий контроль осуществляется в процессе деятельности компании. Эффективность текущего контроля во многом зависит от качества обратной связи.

Заключительный контроль проводится после реализации определенного плана работ. Хотя он не позволяет исправить ошибки и отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он дает руководству информацию, необходимую для планирования аналогичной деятельности, а также для мотивации сотрудников в будущем.

Во многих компаниях приняты «видимые» системы контроля, когда сотрудников предупреждают о том, что их контролируют (проверка и перепроверка операций и сделок в банках и т. д.). В таких случаях руководство компании надеется на то, что, зная о постоянном контроле, сотрудники будут стараться избегать ошибок.

Однако использование такой наглядной системы контроля имеет и негативные последствия. Во-первых, оно может вызвать у сотрудников «поведение, ориентированное на контроль»: работники, зная, что в определенных областях руководство установило стандарты и последовательно осуществляет контроль, будут делать упор на работу именно в этих областях, пренебрегая другими служебными обязанностями. Во-вторых, открытый, наглядный контроль может вынудить людей предоставлять необъективную, даже непригодную, информацию (преувеличенные или приуменьшенные данные о расходах или доходах, необходимых ресурсах, предполагаемых затратах или прибылях и т. д.).

Исследователи, в частности американец У. Ньюмен, сформулировали несколько рекомендаций для менеджеров, которые хотели бы избежать непреднамеренного негативного влияния контроля на поведение работников, а следовательно, повысить его эффективность: 

  1. Необходимо устанавливать осмысленные стандарты. Люди должны понимать, что принятые стандарты полно и, главное, объективно описывают их работу, что они действительно помогают компании в достижении ее целей.
  2. Необходимо организовывать двустороннее общение: сотрудник, у которого возникли какие-то проблемы с системой контроля, должен иметь возможность открыто и безбоязненно обсудить их.
  3. Следует избегать чрезмерного контроля: это сэкономит время и силы сотрудников.
  4. Стандарты должны быть жесткими, но достижимыми.
  5. Необходимо вознаграждать за достижение стандарта. 

Многочисленными исследованиями установлено, что контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, то есть отражает общие приоритеты компании, если он нацелен на достижение конкретных результатов, если он прост, гибок, экономичен и проводится своевременно.

Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *