+7 707 364 92 28


naumenko.v5@mail.ru

Коммуникации в коллективе

KommunikaciiПо данным исследований, руководители разных уровней (менеджеры) до 90% рабочего времени проводят в общении. Если рассматривать работу менеджера с этой точки зрения, то получится, что она на 90% состоит из сбора, анализа информации и обмена ею. Без информации не осуществима ни одна из основных функций руководителя: ни планирование, ни реализация стратегии, ни мотивация, ни контроль, ни управление персоналом и производством. А из этого следует, что менеджер просто обязан знать принципы действия информации, а также едва ли не профессионально владеть навыками устной и письменной речи.

Коммуникация – это обмен информацией между двумя или более людьми. Коммуникации в компании могут быть внешними и внутренними. К основным видам внешних коммуникаций можно отнести рекламу, с помощью которой компания общается со своими покупателями или потребителями услуг, пресс-релизы, официальные заявления руководства и другие подобные документы, с помощью которых компания строит отношения с общественностью, отчеты, направляемые в органы государственного регулирования и налоговые органы, ежегодные отчеты для акционеров и общественности. Кроме того, руководство компании должно поддерживать связь с представителями профсоюзов.

Внутренние коммуникации в компании могут осуществляться по нисходящей, то есть от начальника к подчиненным (приказы, распоряжения, задания), и по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки). Такие коммуникации еще называют вертикальными. Горизонтальные коммуникации представляют собой обмен информацией между различными подразделениями компании, нацеленный на координацию их действий.

Существует еще и так называемая неформальная коммуникация, или, попросту говоря, слухи, касающиеся, как правило, сокращений, наказаний за опоздания, изменений в структуре организации, а также личной жизни сотрудников.

Чтобы эффективно управлять коммуникацией, руководитель должен точно знать, как она строится. Можно выделить четыре основных элемента коммуникации:

  1. отправитель – лицо, формулирующее идеи или собирающее и передающее информацию;
  2. сообщение – сама информация, закодированная с помощью символов;
  3. канал – средство передачи информации;
  4. получатель – лицо, которому предназначена информация; он получает, декодирует и интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят четыре взаимосвязанных этапа – зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование. На каждом этапе смысл сообщения может быть искажен. Чтобы избежать этого, отправитель должен тщательно обдумать смысл будущего сообщения до его кодирования. Он должен быть уверен, что информация, предназначенная для передачи, адекватна, уместна и отвечает той цели, которой он хочет достичь с помощью сообщения. Также отправителю следует выбирать канал передачи сообщения, соответствующий идее и символам кодировки (выговор, сделанный за чашкой кофе, вряд ли произведет желаемый эффект). Помехи в процессе передачи сообщения могут препятствовать его доставке. Последний этап – декодирование – пройдет успешно, если символы кодировки имеют то же значение для получателя, что и для отправителя.

Для эффективного обмена информацией очень важна обратная связь, когда отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Обратная связь замедляет процесс коммуникации, но делает его результативнее, а кроме того, в большей степени, нежели односторонне общение, «подавляет шум», то есть помехи, возникающие в процессе обмена информацией вследствие различий в восприятии, статусе и т. д.

Коммуникации руководителя (менеджера) можно разделить на межличностные и организационные. Эффективность межличностных коммуникаций снижают преграды, обусловленные восприятием (избирательность восприятия в зависимости уровня компетенции, круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения, а также социальных установок людей), семантические барьеры (многозначность слов), невербальные преграды (позы, выражение лица, интонации), плохая обратная связь и особенно неумение слушать. Американский исследователь Кит Дэвис в книге «Поведение людей на работе» дает 10 советов для развития умения слушать:

  1. перестаньте говорить;
  2. помогите говорящему раскрепоститься;
  3. покажите собеседнику, что вы готовы слушать;
  4. устраните раздражающие моменты;
  5. сопереживайте говорящему;
  6. будьте терпеливы;
  7. сдерживайте эмоции, особенно отрицательные;
  8. не допускайте споров и критики;
  9. задавайте вопросы;
  10. перестаньте говорить.

Устранив преграды в межличностных коммуникациях (или, по крайней мере, сведя к минимуму их отрицательное воздействие), руководитель сможет в более полном объеме донести до подчиненных свои идеи, будет лучше понят, а следовательно, скорее добьется своих целей.

Организационные коммуникации могут быть затруднены из-за сознательного искажения информации сотрудниками, вследствие фильтрации, несовпадения статусов отправителя и получателя, информационных перегрузок, неудовлетворительной структуры компании. Совершенствовать систему информационного обмена в организации можно, во-первых, регулируя информационные потоки (необходимо проанализировать потребности в информации на всех уровнях управления и производства), во-вторых, выстроив четко работающую систему обратной связи и систему сбора предложений. В настоящее время уровень развития информационных технологий (Интернета, электронной почты и др.) значительно облегчает руководителям компаний осуществление организационных коммуникаций.

Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *