+7 707 364 92 28


naumenko.v5@mail.ru

Деловая этика

delovaaj-etikaДеловая этика может рассматриваться в двух основных аспектах: во-первых, как этичное ведение компанией своего бизнеса, во-вторых, как этичное поведение сотрудников в профессиональной сфере.

Этичное ведение бизнеса предполагает, что компания, добиваясь своих целей (максимизируя прибыль), ответственно относится к социальному и гуманитарному воздействию своей деловой активности на работников, потребителей и сообщества, в среде которых функционирует. Иными словами, компания стремится внести позитивный вклад в жизнь общества. По-другому этот аспект деловой этики принято называть социальной ответственностью бизнеса.

В пользу социальной ответственности бизнеса, как правило, приводят следующие аргументы:

1.  благоприятные долгосрочные перспективы: во-первых, в социально благополучной среде легче вести бизнес, во-вторых, в глазах поставщиков, потребителей и т. д. формируется более привлекательный образ компании, что также облегчает ведение дел;
2. изменение потребностей и ожиданий широкой публики: участвуя в решении социальных проблем, компании могут нивелировать разрыв между социальными ожиданиями людей и реальным положением дел в бизнесе;
3.  наличие ресурсов для решения социальных проблем;
4.  моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Что касается этичного поведения работников в профессиональной сфере, то его могут регулировать кодексы профессиональной и корпоративной этики, существующие сейчас практически во всех компаниях.
Профессиональная этика регулирует отношения внутри профессиональной группы, особенно значима она для представителей так называемых свободных профессий – адвокатов, журналистов, психотерапевтов и др., представители которых часто сталкиваются с этическими дилеммами.
Кодекс корпоративной этики описывает модели поведения, стандарты отношений и совместной деятельности, которые принимаются членами данного коллектива. Наличие кодекса корпоративной этики в настоящее время является общемировым стандартом ведения бизнеса. В нем закрепляются правила взаимоотношений данной компании с поставщиками, клиентами и т. д. Таким образом, кодекс корпоративной этики является одним из инструментов формирования репутации компании и в то же время выполняет определенные управленческие функции, регламентируя поведение сотрудников в сложных этических ситуациях, их взаимодействие с внешними референтными группами. Кроме того, этический кодекс является частью корпоративной культуры, транслирует ценности компании всем сотрудникам, тем самым повышая корпоративную идентичность.
Кодексы корпоративной этики, как правило, состоят из двух частей. Первая, идеологическая, описывает миссию, цели и ценности компании, во второй, нормативной, приводятся стандарты поведения работников компании в неоднозначных этических ситуациях.
Практика показывает, что этический кодекс может стать эффективным инструментом формирования репутации компании, управления и развития корпоративной культуры только при соблюдении нескольких условий:
•    если в создании кодекса и его внедрении задействован весь коллектив или, по крайней мере, большинство сотрудников компании;
•    если работники компании добровольно принимают правила и нормы поведения, описанные в кодексе;
•    если действует принцип равенства всех сотрудников в соблюдении этических норм, прописанных в кодексе.

Внедрение норм корпоративной этики может осуществляться с помощью интерактивных семинаров, средств внутрикорпоративногоpr, а также транслироваться через менеджмент (особая роль здесь отводится первым лицам компании).
Соблюдение этических норм не является обязательным. Специалисты выделяют три основные причины, побуждающие работников соблюдать правила и нормы корпоративной этики: страх наказания; значимость корпоративной (профессиональной) принадлежности и боязнь осуждения коллег; внутренняя потребность человека соблюдать нравственные законы и согласующиеся с ними нормы корпоративной этики.
Система исполнения норм корпоративной этики, как правило, включает следующие элементы:
•    продвижение этических стандартов поведения;
•    обучение;
•   информационное сопровождение, предполагающее, в частности, публичное информирование сотрудников о последствиях неэтичного поведения, ведение постоянной рубрики в печатных (электронных) средствах коммуникации компании;
•    реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения; для этого создается подразделение или назначаются ответственные лица, в обязанности которых входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на них; эту роль могут выполнять, например, специалисты по персоналу, этические уполномоченные, комитет по этике и т. д.;
•    нематериальное стимулирование работников, например, повышение общего балла при оценке за отсутствие этических нарушений, введение неформальной номинации «Этичный сотрудник» и др.

Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *